текст: Сергей Ядыков
опубликовано: "Консультант" №5'2010

Часть 1

Уровни зрелости

Есть еще один аспект, серьезно влияющий на эффективность ИС - уровень зрелости управления ИТ.

У топ-менеджеров существуют разные мнения на этот счет, но если ИТ-бюджет не прозрачен, то даже при самом великолепном корпоративном учете определение эффективности использования информационных систем скорее введет в заблуждение, чем представит реальную картину. Однако, справедливости ради, следует отметить, что в организациях с хорошими учетными системами и уровень зрелости достаточно высок, хотя бывают исключения.

Методология CoBit* определяет следующие уровни зрелости управления ИТ в организации: 

1. Нулевой уровень — системы управления ИТ не существует, и необходимость ее создания не осознается. Все ключевые ИТ-роли выполняются якобы незаменимыми сотрудниками. Общая стратегия развития информационных технологий отсутствует.

2. Первый уровень — топ-менеджмент начинает осознавать необходимость реализации комплексного подхода к управлению ИТ. Обычно это вызвано большой зависимостью от них и значительными расходами, которые не дают видимых результатов. Еще не существует стандартизированных ИТ-процессов. Топ-менеджмент только начинает задумываться о получении возврата инвестиций, сделанных в ИТ, не располагая, однако, методикой оценки их эффективности. Связь между бизнес-целями и деятельностью ИТ-подразделения отсутствует.

3. Второй уровень — стандартизированные ИТ-процессы представлены, однако они не документированы и реализуются в виде стандартной практики отдельных сотрудников. Необходимость планомерного внедрения системы управления ИТ уже ни у кого не вызывает сомнений, активно разрабатываются показатели эффективности, внедряются процессы планирования, мониторинга и предоставления ИТ-услуг, устанавливаются взаимосвязи между ИТ и бизнес-процессами, разрабатывается стратегия развития информационных технологий. Топ-менеджмент организации принимает активное участие в формировании управляемых ИТ-процессов, для которых уже существуют базовые методы оценки эффективности.

4. Третий уровень — доминирующей становится роль системы управления. Здесь все процедуры стандартизированы и документированы, а сотрудники обучены их использованию. Деятельность ИТ-отдела регламентирована этими процедурами. Однако механизмы контроля качества их выполнения недостаточно проработаны.

5. Четвертый уровень — характеризуется наличием системы контроля качества ИТ-процессов. Эта система осуществляет непрерывный мониторинг информационных процессов, устанавливает стандарты качества и контролирует их выполнение. Наличие такой системы позволяет выявлять неэффективно действующие механизмы управления ИС и постоянно работать над повышением их эффективности.

6. Пятый уровень — система управления ИТ отличается от предыдущего уровня по существу лишь большей степенью оптимизации процессов и контроля качества. Информация о выполнении каждого процесса фиксируется. ИТ являются эффективным инструментом бизнеса, а система управления ими — одной из составных частей общей системы управления компании.

Управление ИТ основной массы российских предприятий и организаций находится на первом или втором уровнях, значительные средства вкладываются в развитие и поддержание работоспособности информационных систем, и, естественно, возникает вопрос эффективности их использования. Что характерно, сказанное имеет отношение и к большинству фирм с западным капиталом, действующим в России. Из определений уровней зрелости видно, что оценивать эффективность использования ИС имеет смысл, начиная со второго, так как именно на этом уровне появляются метрики и инструменты оценки и, что более важно, есть желание и воля топ-менеджмента сделать это. Однако применение нефинансовых показателей дает ощутимый результат только начиная с третьего уровня. В то же время финансовые метрики работают и на первом, а на нулевом топ-менеджменту до эффективности ИС дела нет, и оценить ее, скорее всего, не удастся.

*Аудит для ИТ Сobit (англ. Control OBjectives for Information Technology) – задачи управления в информационных технологиях и смежных областях. Является набором стандартов и рекомендаций для аудита и управления ИТ.

Часть 3
Часть 4
Часть 5

Заказать звонок

Пожалуйста, оставьте свои контакты