текст: Сергей Ядыков
опубликовано: "Консультант" №5'2010

Часть 1
Часть 2

Критерий оценки: необходимость для бизнеса

Безусловно, в реальной жизни получение действительно объективных показателей эффективности информационных систем сталкивается с целым рядом проблем, которые связаны с многообразием отношений и сложными схемами взаимодействия между ИТ и бизнесом. Особенно когда затрагиваются такие процессы управления компанией, как развитие персонала, взаимоотношения с клиентами, стратегическое управление и т. п.

Традиционные подходы рассматривают только затраты и наиболее очевидные прямые эффекты и оставляют «за скобками» множество других важных элементов, таких, как снижение деловых рисков, открытие новых возможностей, повышение управляемости компании и гибкости бизнеса. Кроме того, часто даже результаты, объявленные стратегическими, не сравниваются между собой в процессе оценки их влияния на показатели бизнеса. С прямыми затратами также не все всегда прозрачно: ситуация, когда оцениваемая система имеет существенный объем скрытых затрат, привносит в бизнес дополнительные издержки, накладывает ограничения и т. д. Теоретически все это тоже желательно просчитать. Но как уже отмечалось выше, получить значимые цифры в этих разрезах можно только при уровне зрелости управления ИТ начиная с третьего.

Таким образом, можно сделать вывод, что для большинства компаний наиболее существенными метриками эффективности ИС являются финансовые показатели.

Несмотря на утверждения представителей некоторых фирм, в том числе и довольно известных, универсального инструментария на все случаи жизни, увы, не существует, и в различных ситуациях должны применяться разные подходы оценки эффективности. Поскольку любая информационная система используется для нужд бизнеса, то есть рекомендации классифицировать оцениваемые системы с точки зрения их необходимости для бизнеса.

Получается пять категорий:

  1. обеспечивающие критически важные процессы компании;
  2. выполняющие безальтернативные требования внешнего регулятора;
  3. осуществляющие поддержку существующего бизнеса;
  4. нацеленные на рост и развитие фирмы;
  5. закладывающие инновационный фундамент для будущего развития.

Отнесение ИС к той или иной категории не является абсолютным и зависит от сути бизнеса (где-то электронная почта – критически важный инструмент, а для кого-то система управления складом закладывает инновационный фундамент бизнеса).

Оценка эффективности в рамках подобной классификации для категорий 1 и 2 базируется на анализе затрат (включая будущие, скрытые и привнесенные риски), поскольку альтернатив их использованию практически нет, а их применение определяется главным образом затратами и технологическими рисками.

Категорию 3 лучше всего оценивать с помощью различных инструментов возврата инвестиций, так как их эффективность подразумевает баланс затрат и доходов.

Оценка систем, представленных в категории 4, базируется на анализе результатов их применения, поскольку полученные и потенциальные показатели могут многократно превышать затраты на их эксплуатацию и являются стратегическими.

Для оценки стратегических результатов необходимо применять более глубокие методы количественного и качественного анализа эффективности (например, для ИТ существуют аналоги методики BSC). Системы, отнесенные к категории 5, имеют высокую степень неопределенности. Поэтому инструментом их оценки является бенчмаркинг, то есть сопоставление уровней затрат на инновации и их основные направления у различных компаний близкого профиля.

Таким образом, можно сделать вывод, что для большинства компаний наиболее применимыми и понятными топ-менеджменту метриками эффективности ИС являются финансовые показатели, а инструментами их получения — различные методы финансово-экономического анализа, поскольку они позволяют оценить параметры использования систем по аналогии с оценкой любого другого рода деятельности.

Часть 4
Часть 5

Заказать звонок

Пожалуйста, оставьте свои контакты