Опубликовано: "Консультант" №7'2010
Текст: Алексей Еремяшев

Чем больше объективной и оперативной информации, тем выше вероятность принятия наиболее оптимальных решений. Сказанное в полной мере относится и к BI-системам. Этим термином обозначают совокупность информационных технологий, программного обеспечения и практик, направленных на достижение целей и задач бизнеса с помощью эффективного использования всех имеющихся данных из различных источников.

В основе технологии BI лежит организация доступа конечных пользователей и анализ структурированных количественных данных и информации о бизнесе.

Все имеющиеся на сегодняшний день возможности BI-систем можно разделить на три основные группы.
1. Интеграция: средства обмена информацией, разработка и управление метаданными («информацией об информации»).
2. Представление информации: отчетность, информационные панели (dashboards), произвольные (ad hoc) запросы и интеграция с приложениями Microsoft Office.
3. Анализ данных: оперативная аналитическая обработка данных в реальном времени (OLAP), развитая визуализация, моделирование, прогнозирование и исследование данных, карты показателей (позволяют реализовывать различные методологии управления, такие как «шесть сигма»).

В настоящее время при разработке и создании BI-систем основной упор делается на предоставлении и отображении информации. В будущем акцент сместится на анализ и глубокое понимание данных, а также на средства интеграции, позволяющие связать анализ информации с конкретными операционными действиями.

Уровни информации Business Intelligence

Впервые термин Business Intelligence был введен в обращение аналитиками Gartner в конце 1980-х годов как «процесс, включающий в себя доступ и исследование информации, ее анализ, выработку интуиции и понимания, которые ведут к улучшенному и неформальному принятию бизнес-решений». Позже, в 1996 году, появилось уточнение — «инструменты для анализа данных, построения отчетов и запросов, которые могут помочь бизнес-пользователям преодолеть море данных для того, чтобы синтезировать из них значимую информацию». Сегодня эти инструменты в совокупности попадают в категорию, называемую «бизнес-интеллект» (Business Intelligence).

Рост популярности BI-технологий связан с огромными объемами информации, генерируемыми современными ERP-системами, и необходимостью их анализа. В противном случае ценность данных в значительной мере теряется, что не позволяет оперативно принимать необходимые управленческие решения.

Современные BI-системы – это уже не только хранилища данных и средства построения отчетности, но и такие инструменты, как информационные панели, карты показателей и другие средства для визуализации и поддержки стратегического бизнес-планирования и развития компании. Они позволяют финансовому департаменту и топ-менеджменту иметь объективную информацию о ключевых результатах деятельности компании в различных разрезах – продуктовом, клиентском, географическом, бизнес-единиц и т. п. для концентрации на наиболее перспективных направлениях и принятия решений по работе с неэффективными.

Системы для бизнес-анализа решают широкий спектр задач. Это в полной мере относится как оперативному управлению, так и стратегическим задачам предприятия.

BI-решения применимы в следующих областях:
– бюджетное планирование;
– ключевые показатели эффективности;
– управленческий учет и отчетность;
– учет и отчетность по МСФО или GAAP;
– управление инвестиционной деятельностью;
– управление затратами, налоговое планирование, планирование капитальных вложений и т. д.

Большинство из этих задач выходят за рамки обычного учета и ведения данных. Их целью является поддержка принятия бизнес-решения в самом широком смысле этого слова. Поэтому основными пользователями систем класса BI становятся руководители и специалисты финансовых и экономических служб. И именно на повышение эффективности их работы нацелены рассматриваемые технологические инструменты.

Часть 2   
Часть 3   
Часть 4

Заказать звонок

Пожалуйста, оставьте свои контакты