Текст: Михаил Смолянов
Опубликовано: Консультант 11'2010

Утверждение, что у каждой, даже небольшой, компании непременно должна быть своя IТ-инфраструктура со своими системными администраторами, теряет свою актуальность. Предоставление пользователю компьютерных ресурсов и мощностей как интернет-сервиса набирает популярность в мире и постепенно формируется и в России.

Software as a service (SaaS) («Программное обеспечение как услуга») — это модель распространения программного обеспечения, предполагающая запуск приложения на технической площадке провайдера через браузер, исключая необходимость капитальных вложений в собственную IТ-инфраструктуру. Заказчик лишь организует доступ в Интернет и покупает подписку на сервисы, необходимые ему для ведения бизнеса. Использование данной концепции позволяет небольшим компаниям получать услуги на высоком техническом уровне, ранее доступном только крупным корпорациям, и дает возможность сконцентрировать свое внимание не на развитии и поддержании собственной IТ-инфраструктуры: покупке ПО, оборудования, найме высокооплачиваемых IТ-специалистов, а только на своем бизнесе. Самыми яркими поставщиками этого нового вида сервисов являются зарубежные Salesforce (CRM-система), Google (Google Mail, Google Apps), Microsoft, отечественные Мегаплан (система управления бизнесом), Insales (аренда интернет-магазина), МойСклад (автоматизация складского учета), МоёДело (онлайн бухгалтерия для небольших компаний), Эльба (бухгалтерия для индивидуальных предпринимателей), Контур-Экстерн (сдача электронной отчетности в налоговую инспекцию и другие госорганы), а потребителями – миллионы пользователей по всему миру, количество которых растет на 20% в год.

Преимущества легкости

Во-первых, в отличии от традиционного программного обеспечения за аренду не нужно платить сразу и много. Для небольших компаний со штатом до нескольких десятков человек, не располагающих существенным бюджетом на IТ-инфраструктуру, это особенно актуально. Обновления и администрирование системы полностью ложится на плечи SaaS-провайдера. 

Во-вторых, SaaS-модель практически всегда предполагает бесплатный тестовый 30-дневный период без каких-либо ограничений функционала. Вы получаете полностью рабочую копию и можете сразу приступить к работе. После истечения тестового периода компания оплачивает дальнейшее использование сервиса и продолжает работать в системе без каких-либо неудобств по переносу данных с тестового аккаунта на рабочий. В случае неверного выбора системы компания не несет никаких финансовых потерь, как это бывает при приобретении традиционной «коробочной» версии программного продукта.

В-третьих, данная модель предоставления доступа к программному обеспечению позволяет компании объединить в одной системе всех сотрудников, вне зависимости от того, где они работают территориально – в одном офисе, в разных филиалах или на дому. Мобильность (доступ к сервису из дома, от клиента, в командировке) – отличное конкурентное преимущество для компании. Все, что нужно для работы, – это подключение к Интернету и браузер. Конечно, удаленный доступ можно организовать и для традиционных приложений, но цена такого решения часто оказывается за пределами возможностей многих малых компаний.

В-четвертых, если компания пользуется IТ-сервисами по подписке, ей проще оценить, сколько денег тратится на то или иное приложение. В случае владения собственной инфраструктурой нужно учитывать капитальные и операционные затраты, скрытые издержки и прочее, далее посчитать приложения и пользователей, после чего сопоставить эти параметры, что для многих компаний является непростым процессом. Поэтому зачастую службе IТ сложно объяснить и обосновать бизнесу свои траты.

Часть 2

Заказать звонок

Пожалуйста, оставьте свои контакты