Текст: Сергей Дмитриев
Опубликовано: "Консультант" №21'2009

              Тема внедрения и применения информационных технологий не так проста, как может показаться на первый взгляд. И вовсе не потому, что ИТ сами по себе сложны и недоступны для понимания большинства людей. Все дело в том, что в предпринимательской среде существует множество мифов и неверных суждений о роли и месте ИТ на современном предприятии. Кто-то их идеализирует, считает, что они сами по себе принесут прибыль, кто-то недооценивает или боится, а порою просто любит или ненавидит. На самом деле к ним нужно всегда подходить прагматично и профессионально. Только при таком подходе можно говорить об эффективности ИТ.

Информационные технологии – основа систем управления         
              Для начала несколько слов о прагматичности и профессионализме. Если предприятие применяет информационные технологии для обеспечения своего основного бизнеса, то необходимо четко представлять, каково их место в структуре компании и для чего они вообще нужны.
              Не загружая читателя сухими выкладками, сделаем тем не менее краткий экскурс в теорию. В числе основных вопросов, на которые должны дать ответ руководители любого предприятия, один из главных – как оно управляется? Для этого на предприятии создается СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ (СУ). Как известно, в ее состав входят органы управления (начиная с генерального директора и заканчивая бригадиром на конкретном участке) и места размещения управленческого персонала (офисы, рабочие места). «Рабочим телом» такой системы является информация, которая собирается, обрабатывается, анализируется и формулируется в виде управленческих решений. То есть действует стандартный цикл управления. Если информации много и она передается на большие расстояния или ее обработка ведется в условиях жестких временных ограничений, то должны применяться средства управления, которые являются третьей составной частью СУ. К сфере информационных технологий относятся средства, которые автоматизируют все виды операций по обработке информации. Когда на предприятии применяются ИТ, то система управления данного предприятия является автоматизированной. Эта деятельность требует профессиональных знаний, подготовки и опыта. Участие первого лица компании в организации работы системы управления является первым и важнейшим принципом построения автоматизированных систем управления (АСУ).

CIO – менеджер с инженерным менталитетом
              На предприятиях, даже небольших, фигура директора по информационным технологиям, CIO (Chief Information Officer – руководитель информационного офиса), является ключевой. В его обязанности входят организация и координация всей деятельности, связанной с приобретением и применением средств ИТ.
              Директор по информационным технологиям должен быть органично «встроен» в систему управления предприятием, понимать на фундаментальном уровне, как управляется именно это предприятие, в каких управленческих схемах могут применяться те или иные технологии и какие из них дадут наибольшую отдачу.       
              Если в обязанности CIO включают только технологическую составляющую, то есть обслуживание технических и программных средств без вовлечения в процесс создания и модернизации всей системы управления, то это путь к резкому снижению эффективности применения ИТ. Ни о каком снижении затрат говорить будет невозможно.
              Следовательно, важнейшее условие повышения эффективности применения информационных технологий – это правильный выбор кандидатуры CIO и его позиционирование в СУ предприятием как одного из менеджеров высшего звена. Он должен владеть методами управления современным предприятием, а также фундаментальными знаниями по теории автоматизированного управления. Детальное знание конкретных операционных систем, языков программирования, компьютерных платформ и т.д., как бы это ни звучало парадоксально, не требуется. Это компетенция инженерно-технического персонала.


О важности стратегического мышления
              Главный вывод теоретического экскурса: снижение затрат на применение информационных технологий необходимо начинать с осознания их места и роли на конкретном предприятии, а также с принятия важнейшего управленческого решения о назначении ответственного лица за этот процесс, обладающего должными управленческими навыками и знаниями.
              Никакая управленческая деятельность невозможна без определения целей, постановки задач и описания доступных способов их достижения. Ни один менеджер не должен работать без плана! Деятельность по автоматизации в своей основе является инженерной, а потому должна иметь четкий прогноз на некую стратегическую перспективу – обычно от трех до пяти лет.
              Наличие стратегии, пусть даже изложенной «на промокашке» или обсужденной устно с генеральным директором, является базовым условием снижения затрат на внедрение ИТ, так как цену любой технологии для предприятия нельзя рассматривать иначе как совокупную стоимость владения (TCO – Total cost of ownership). Бессмысленно, например, приобретать недорогой копировальный аппарат, расходные материалы для которого в будущем разорят компанию.
              Стратегия развития ИТ, как и управления предприятием, должна быть доступна всем менеджерам высшего звена, а каждый из них обязан учитывать ее основные положения в своей практической работе.       

Часть 2

Заказать звонок

Пожалуйста, оставьте свои контакты