Текст: Сергей Горшенин
Опубликовано: "Консультант" №23'2009

Часть 1

В этой части статьи мы рассмотрим на конкретных примерах, в каком виде можно представлять и защищать ИТ бюджет.

Он может быть сформирован различными способами. К примеру, еще пять лет тому назад я составлял только месячный финансовый план с разбивкой по неделям в виде следующей таблицы:

Таблица 1. Месячный бюджет.

 1-я неделя
 Наименование  Кол-во Цена, руб. Сумма, руб.
 Монитор 15”  5 7 000  35 000
 ИБП  5  2 000  10 000
 Принтер A4  4  5 000  20 000
 ПК  5  15 000  75 000
 Итого  140 000

Это был самый простой вариант, представляющий собой список необходимого оборудования. Позднее в него стали включаться затраты на оплату услуг поставщиков, связь и Интернет. В таком виде документ просуществовал довольно долго, поскольку процесс формирования бюджета в организации не был достаточно развит.

Попытавшись таким образом составить годовой документ, я получил большой объем информации, который содержал много лишнего. Поэтому любые данные необходимо обобщать. Удобно и оптимально представлять их в виде таблицы 2.

Таблица 2. План по расходу денежных средств по ИТ отделу на 2010 год, в тысячах рублей.

Коды  Показатели плана  План год 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв.
 С1  Интернет и услуги связи  350  50  100  100  100
 С2  Ремонт вычислительной техники  300  100  100  50  50
 С3  Расходные материалы для оргтехники  350  100  50  100  100
 С4  Юридические и консалтинговые услуги  350  100  100  100  100
 С5  Представительские и командировочные расходы  300  50  100  50  100
 С6  Услуги по обучению персонала  400  100  100  100  100
 С7  Прочие затраты  300  100  50  100  50
 С8  Информационные технологии (лиценз. сист. ПО)  300  50  100  50  100
 С9  Приобретение оргтехники, затраты на ЛВС  350  100  100  100  50

Для примера приведем описание строки затрат Расходные материалы для оргтехники (С3) . Она включает закупку новых картриджей и различных расходных материалов. По результатам нормирования затрат на них исходя из имеющегося парка принтеров, копировальных аппаратов, другой оргтехники и его возможного расширения расходы по данной статье на следующий год должны составить 350 тыс. руб. Расчет произведен по статистическим данным за 2009 год и заявок подразделений на 2010 год.

Как правило, необходимые суммы финансирования определяются на основе:

  • имеющихся статистических данных прошлых лет;
  • заключенных договоров обслуживания;
  • запросов на новое оборудование;
  • специальных формул расчета.

Статистика прошлых лет – самый простой из вариантов, но в то же время он требует определенной проработки. Ведь чем больше выборка по глубине просмотра, тем информация более объективная. Для обработки данных можно использовать средства компьютерной автоматизации.

К примеру, программный комплекс автоматизации деятельности ИТ подразделений позволяет получать обобщенные показатели по расходным материалам в таком виде:

Таблица 3. Статистика использования расходных материалов.

 Расходные материалы/подразделение  Количество
 РМ  Стр.
 Canon FX-10  1  2000
   ОГЭ  1  2000
 Canon EP-22  3  7500
   ОМТС  2  5000
   Отдел арендных отношений  1  2500
 HP 132  1  210
   ООТ и ТБ  1  210
 PC-72RF  1  144
   Управление недвижимостью  1  144
 RICON TONER 2210D  1  0
   Канцелярия  1  0
 Samsumg SCX4200  1  2500
   1-й цех  1  2500
 ИТОГО  8  12354

 

Целесообразно планировать расходы на основании заключенных договоров обслуживания, особенно когда они подписываются на весь бюджетный период, заранее оговариваются суммы платежей и возможные повышения цен. Если есть хорошая статистика по стоимости закупленного оборудования, то по этим данным можно проводить оценку затрат. Данный метод позволяет определить расходы на среднестатистическую позицию. К примеру, средняя стоимость картриджа составляет 4000 руб.

В следующей части статьи мы поговорим об остальных способах расчета сумм финансирования.

Часть 3

Заказать звонок

Пожалуйста, оставьте свои контакты