Удобные возможности защиты с помощью SaaS/хостинговых продуктов
Автор статьи: James Walker, SMB Product Marketing Manager Europe компании Trend Micro
В традиционной среде ИТ программное обеспечение приобретают и устанавливают на ПК или серверы в локальной сети. Совсем иначе дела обстоят в новом и перспективном сегменте услуг SaaS (Software as a Service — программное обеспечение как сервис), также называемых "hosted" или «в облаке» (in-the-cloud). Здесь ПО из продукта превращается в услугу, сервис, поэтому вместо приобретения и установки ПО клиенты могут ограничиться его арендой на несколько месяцев или лет.
Благодаря своей эволюционирующей природе сервисы SaaS уже получили большое распространение. Сегодня существуют hosted-сервисы для таких задач, как электронная почта, защита обмена сообщениями, архивация электронной почты и управления сервером безопасности. При этом ожидается, что в ближайшие несколько лет большая часть ПО либо будет полностью заменена на SaaS, либо обзаведется «hosted» альтернативой.
Новый подход несет в себе существенные преимущества для многих компаний, позволяя сократить и первоначальные затраты, и стоимость последующего администрирования. Кроме того, модель SaaS может повысить качество и надежность ПО, обеспечить экономию и оптимизацию деятельности, улучшить окупаемость инвестиций по сравнению с традиционным устанавливаемым ПО.
Быстрее и дешевле
Приобретение SaaS происходит предельно быстро, поскольку переговоры, внедрение и обслуживание сведены к минимуму. Клиент может быстро выбрать ПО, сэкономив при этом на трудозатратах. Для сервисов SaaS также характерна более низкая стоимость внедрения, поскольку платформа для размещения полностью или частично предоставляется провайдером либо поставщиком ПО. В результате минимизируются или вовсе отсутствуют первоначальные расходы, привычные для устанавливаемого ПО, например связанные с необходимостью приобретать серверное оборудование. Поэтому первоначальное внедрение происходит быстрее, затраты на настройку минимальны. К тому же сервисы SaaS обычно можно приобрести на месяц или квартал, что еще более сокращает первоначальные расходы по сравнению с устанавливаемым ПО.
Эта модель особенно привлекательна с учетом текущего экономического кризиса, из-за которого у многих организаций возникли финансовые затруднения. Более того, сервисы SaaS предоставляются по принципу «по запросу»: это позволяет мгновенно масштабировать или обновлять их в зависимости от текущих потребностей в защите. Для этого клиент лишь увеличивает или сокращает число приобретаемых лицензий.
Постоянный контроль
Чем SaaS удобнее с точки зрения администратора? Устанавливаемое ПО традиционно требует значительных трудозатрат по администрированию. В случае с SaaS за управление отвечает уже сам провайдер или поставщик. В итоге штат специалистов по ИТ, необходимый клиенту, сокращается, а соответственно снижаются и расходы. Еще одно преимущество SaaS — большой опыт и широкие возможности провайдера. Возьмем, к примеру, защиту от спама, которая всегда требует дополнительной тонкой настройки установленного ПО, поскольку спамеры постоянно меняют тактику. Однако если защиту от спама обеспечивает провайдер или поставщик hosted - сервиса, то он сам отвечает за тонкую настройку и оптимизацию алгоритмов выявления спама, регулярно внося изменения в конфигурацию и обновляя ПО. Эта модель также отличается большой надежностью, чем устанавливаемое ПО, ведь провайдер или поставщик сервиса постоянно развивает свою инфраструктуру и обязан выполнять соглашение об уровне обслуживания (SLA — Service Level Agreement), где прописаны его обязанности по контролю и обеспечению должной функциональности, а также компенсированию вам простоев.
Дополнительные преимущества
Сервисы SaaS имеют и другие преимущества перед устанавливаемым ПО. Одним из них является удаленный доступ. Пользователи установленного ПО, уходя из офиса, могут обратиться к своим программам только через VPN-туннель или другое соединение подобного типа. В случае с SaaS они могут воспользоваться ПО практически из любой точки мира, поскольку большая часть сервисов легкодоступна через Интернет. Таким образом, одного интернет-соединения достаточно для того, чтобы пользоваться сервисом с таким же удобством, как и в офисе. Этот фактор приобретает все большее значение по мере того, как на предприятиях растет число сотрудников, работающих вне офиса или из дома.